Виктор
Толстых
Из
цикла маленьких мистерий КОНЕЦ СВЕТА "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и
Слово было Бог" - Евангелие от Иоанна Вера не нуждается в субъекте веры.
Вера самодостаточна – человек либо верит, либо нет. И не столь важно в кого или
во что он-человек верит – в бога ли, его отсутствие, в торжество разума или в
грядущее светлое будущее человечества, в вечные истины Добра и Зла, которые на
поверку оказываются чем-то очень временными и очень субъективными. Так уж мы
устроены, что в нас существует, в нас эволюцией встроен некий «механизм веры».
Без него мы не могли бы учиться и передавать знания от поколения к поколению,
мы были бы зацементированным во времени сообществом индивидуалистов, гордо висящих
на обезьяньих хвостах. Вера сделала нас людьми, сделала общественными
созданиями, она лежит в основе всей человеческой цивилизации и пока она есть –
человечество будет существовать. Вместе с тем, каждому этой веры
отсыпано от рождения неравно – мне, к примеру, не повезло. То ли где-то в затылочной
части мозга недоразвит какой-то центр, то ли в детстве башкой трахнулся… - не знаю. Ну не люблю я большие сборища
людей, и неуютно себя чувствую, когда все движимы каким-то единым порывом,
который я с удивлением и любопытством наблюдаю со стороны. Вера для меня – это феномен,
достойный наблюдения и осмысления. Она меня не трогает - она меня интригует.
Поэтому, да простят меня люди верующие, православные и не только – далее в этом
тексте идёт сухой исторический анализ и никакого благоговения перед высшими
силами. Увы!
Когда-то в далеком детстве меня
поразил один фантастический Мне было страшно и одновременно
любопытно: так каково же оно имя Бога и что такое Конец Света, и что будет за
ним – Тьма или Ничто? Мы с вами прекрасно осведомлены,
что Добро – это Свет, Зло – это Тьма. Силы Света и Силы Тьмы у нас однозначно
ассоциируются с категориями Добра и Зла. Но всегда ли было так? Разве ночь,
благословенное время сна и любви чем-то принципиально хуже дня, когда надо
работать, в поте лица добывая себе хлеб насущный на пропитание? Не видно ничего
объективного в соотнесении Света и Тьмы с Добром и Злом – это всё люди
придумали. Придумали победители солнцепоклонники. Потому, что издревле Добро и
Зло имело ту же подоплеку, что и «готтентотская мораль»: Добро – это мораль
победителей, Зло – мораль побежденных и ничего в этом объективного нет. К нам
лезут – это Зло, мы лезем – это Добро. К примеру, распространяем
«демократические ценности» по миру. А может и «коммунистические ценности», – да
какая, в принципе, разница? Я не сомневаюсь, что буки фашисты тоже стремились
распространить своё понимание Добра по миру, а до этого Добро распространяли
коммунисты. Кстати, Наполеон тоже распространял диктатуру исключительно как
Добро, только русские не поняли его и наваляли, как впоследствии наваляли Гитлеру
с его «Добром». Сейчас демократы занимаются в точности тем же, наступая на те
же грабли – ну не учит их История и всё! Вот и диктатуру объявили очередным
Злом - Наполеон перевернулся в гробу… -
ну что плохого в диктатуре, если на демократию «грошей нема»??? Если предыдущий абзац вызвал в вас
чувство законного возмущения, то замените диктатуру, коммунизм, фашизм,
демократию на A, B, C, D, перетасуйте, перечитайте, глубоко вздохните, и ещё раз подумайте над
тем, кто из нас не прав. «С нами Бог!» - этот девиз переводится на
русский как - «Мы победим!». Спор, на чьей стороне бог, издревле решался просто
– пошли войной на соседа, поубивали друг друга копьями, мечами, да стрелами,
кто выиграл, кто выжил – тот и прав. На его стороне и бог (боги) и Добро тоже на
его стороне. Т.е. по свершившемуся факту боролся он за правое дело, за дело
Добра против сил Зла и никак иначе! А проигравшие, так же по свершившемуся
факту, переходят в категорию Зла, их боги и символы объявляются вне закона,
белое становится черным, черное - белым. Бог, единый Бог – это символ
победы Света над Тьмой. И вроде бы как это хорошо, в полном соответствии с
готтентотской моралью – мы с ней свыклись, другой не знаем и знать не желаем. А
то, что он «единый» обозначает всего лишь навсего, что бог предыдущий был
объявлен Злом, как проигравший. И имя его нам хорошо известно, хотя богом его давно
не зовут – лишили звания.
…думаете, это всё мои досужие вымыслы?
Нас часто агитируют верить в
бога, обычно в Бога (или даже в Б-га) подразумевая под написанием с заглавной
буквы, что бог – «един». Ну, а там дальше и что он всемогущ, и вездесущ, и прочая
белиберда, более достойная детского сада. Обычно, в качестве новоявленных
агитаторов веры в бога выступают приверженцы новомодных церквей, зародившихся в
18 веке по ту сторону океана. Это - баптисты, пятидесятники, адвентисты
седьмого дня, свидетели Иеговы, церковь Христа, и прочие фундаменталисты. Общим
для них является смешение божеств Ветхого Завета и Нового Завета, что в
Православии, прямо скажем, не особо приветствуется.
Действительно, можно ли считать
бога Иегову из Ветхого завета христианским Богом-отцом?
Вопрос
не праздный – прямой связи с Иеговой в Новом Завете не прослеживается. И, по
правде говоря, Иегова, он же Яхве, он же Саваоф является богом иудейским и
пригоден для народа иудеев только. Хотя, в США многие тоже ему поклоняются, наивно
продолжая считать себя христианами. Поклонение не тому богу… хм, – а тогда, зачем
вообще они - боги нужны? Разве не для четкого разделения людей на «своих» и «чужих»
– тех, кого можно смело бомбить и отправлять на небеса из безопасного поднебесья?
В Ираке, к примеру, американцы набомбили 40 тысяч иракцев, объявили их «силами
Зла» и напрочь обо всех забыли! Как в присказке – «Добро опять одолело Зло –
повалило его на землю и долго било ногами по почкам…» Т.е. получается, что они не реальных людей в
Ираке убивали, а мифические «силы Зла» - в точности как их в комиксах учили. Саваоф Вообще
говоря, Иегова – это не имя бога, а всего лишь одно из его прозвищ – «Сущий»
или «Аз Есмь» в вольном переводе. Есть у него и другие прозвища – Элохим,
Аданай, Саваоф, Демиург, Творец, Создатель, Господь и пр. Но нет у него имени.
Так не бывает… - имя должно быть. У всех
богов всегда и во все времена были имена. Даже у самых захудалых богов имя есть,
а у этого, претендующего на звание супербога почему-то имени нет! Люди верующие,
которым уже объяснили и они поверили, теперь нам объясняют, что раз бог единый,
то зачем ему имя? Ну да, Моисей повелел поклоняться единственному богу, и
никаким другим - вот он и стал «Единым» от отсутствия вариантов. Но это совсем
не значит, что других богов не было, и что этот никогда собственного имени не
имел. Если Сатана – его противоположность – и тот с именем, то почему бог
«Единый» – без имени? Нет, ну это просто фантастика! Есть
загадка, требующая разгадки: почему всё же храбрый Моисей отказался сообщить пастве
имя бога, который вывел народ израилев из Египта. То ли он сам не знал, то ли
до смерти сказать боялся. Думаю, что ему было чего бояться… Шамаш -
Я – ангел! -
Чтобы нимб не спадал Не будем
утомлять читателя и сразу откроем ему имя бога. Это - Шамаш! Аккадский бог
Шамаш, он же шумерский бог Уту, бог, который вывел народ израилев из Египта. Об
этом сам Бог неявно как-то признался Моисею на горе синайской, говоря, что он и
есть тот бог, что вывел праотца Авраама из Ура Халдейского. А кто ещё вывел,
если не «путь указующий» великий Шамаш??? Вы,
наверное, даже и слова-то такого не слышали - Шамаш. Немудрено, трудно услышать
имя, которое тысячелетиями было запрещено к употреблению. Вот, к примеру, есть
животное, имя которого мы тоже подзабыли по тем же самым причинам, а помним
только его прозвища – косматый, косолапый, топтыгин, мед ведающий - «медведь»…
. А ведь у него и имя было, причем русское
вполне – «бер» его звали. Тоже не слышали? … А «бер лога» - слышали? То-то же! Кстати,
есть на полуострове Крым древний народ «караимы». Они издревле поклоняются
ветхозаветному Богу, хотя и не считают себя евреями. Самый известный из
караимов – советский маршал Малиновский. Но фамилия Шамаш у них тоже
встречается. Расследование Итак,
начинаем наше расследование. Начнем с середины, как раз с того момента, когда народ израилев в
ультимативной форме потребовал от Моисея сообщить ему имя бога, который вывел
их всех из Египта. Когда народу было отказано, и Моисей скрылся в тумане на
горе Синай, беглецы сплавили себе «Золотого Тельца» из золотых сережек, и ему
поклонились. Моисей тогда страшно рассерчал, потому что поклонились они, как
оказалось, антиподу того бога, что имел в виду Моисей, когда называл его
Всевышним. Антипод этот, кстати, стал впоследствии (конкретно в христианстве и
затем в исламе) символом вселенского зла – самим Дьяволом рогатым, повелителем
Тьмы! Если впоследствии суровый безымянный бог Моисея стал символом Добра и
Света, то символом Зла и Тьмы мог стать только тот, кто ему противоположен,
верно? Так вот
с Дьявола мы и начнем… - хоть и делая время от времени рожицы рогатому. Так, на
всякий случай…)) Дьявол –
это Сатана. Слово «Сатана», по-видимому, древнеегипетское, происходит от Сет-ан
- имя египетского бога пустынь, бога чужеземцев. Придя в чужие земли, беглецы
поклонились богу чужеземцев – это же очень естественно и благоразумно. С одной
стороны. С другой стороны, в таком случае они должны были бы поклониться
безрогим ослу, шакалу, свинье, гиппопотаму, но не рогатому тельцу. Рогатый
телец – это местный бог Син, бог добра и справедливости, бог Луны и Ночи, которому
поклонялись жители Синайского полуострова. А дело происходило именно там – гора
Синай расположена на юге Синайского полуострова, названного в честь Сина,
где-то рядом с современным курортом Шарм-Эль-Шейх. Там 40 лет пас овец своего
тестя беглый Моисей. Гору эту он прекрасно знал и также хорошо знал, что же за
скрижали глиняные с клинописью на ней до поры до времени спрятаны. Боги
никогда не символизировали собой абсолютное зло – их роль была утилитарной, а
потому и не абсолютной. Что-то плохое сотворят, но тут же и добро людям сделают.
Наоборот – наградят, но тут же и накажут, чтобы люди не расслаблялись. Боги
ничего не делали своими руками, ни хорошего, ни плохого, а лишь управляли волей
человека – ведь именно для того Энлилем был создан человек, чтобы боги могли,
наконец, расслабиться. Лунный бог Син был одним из самых могущественных и
почитаемых богов. Он правил ночью, а с ночи начинались сутки. Евреи до сих пор
сутки отсчитывают от вечерней звезды, а пошло это правило ещё из древней
Месопотамии, 5-6 тысяч лет назад, а возможно и ещё раньше. Син был богом Тьмы, он
же молодой месяц - «Золотой Телец», поднимающий небосвод на своих рогах. Противоположностью
Сину был Шамаш – бог Дня, бог Света. Он изображался с лучами за спиной и иногда
с зазубренным ножом, по-видимому, древним серпом в руке. Шамаш назывался «солнцеликим»,
связывался с диском солнца и был богом «указующим путь». В небесной иерархии
Шамаш был младше Сина, поскольку день следовал после ночи, а не наоборот. Таким
образом, первая зацепка есть: если бог Моисея – Шамаш, то Син - его
противоположность, и есть к чему ревновать. Вторая зацепка заключается в том,
что бог, который вывел народ израилев из Египта – это тот же бог, который вывел
праотца Авраама с семейством из Ура Халдейского и указал ему путь в Землю
Ханаанскую, а потом и в Египет. Здесь
вообще без вариантов – Ур Халдейский был шумерским городом, и обязанности
шумерских богов были четко распределены. Не стали бы старейшины (авр-ам –
старейшина) спрашивать, куда идти у богов Энлиля, Мардука, Энке, Инанны –
вопросами «куда послать» ведал исключительно бог Шамаш! А вот
что написано в законах вавилонского владыки Хаммурапи (примерно 3700 лет назад)
об обязанностях Шамаша и Сина. Кстати, здесь Шамаш почему-то идет раньше Сина Пусть Шамаш — великий судья небес и
земли, направляющий на верный путь всех живых существ, моя опора — сокрушит его
царство, не разберет его тяжбы, запутает его дорогу, сотрясет до основания его
войско; пусть определит ему при гаданиях плохое предзнаменование об уничтожении
его страны; пусть его быстро настигнет злое слово Шамаша, пусть он исключит его
из живых наверху и заставит его дух жаждать воды внизу, в преисподней. Пусть Син — владыка небес, бог,
создавший меня, блеск которого сияет среди богов,— отнимет у него венец и
царский престол; пусть наложит на него тяжкое наказание за его великий грех,
который неистребим на его теле, и пусть он заставит его кончить дни, месяцы и
годы своего правления во вздохах и стенаниях, пусть даст ему увидеть супостата
его царства, пусть определит ему в качестве судьбы жизнь, которая подобна
смерти. Интересно,
Сина называют Создателем, а не Шамаша –
как-то у них там всё запутано… . Из
перечисленных прав и обязанностей богов видно, что они чем-то похожи, отличия в
основном в том, что один правил ночью, а другой днем - Тьмой и Светом. Для нас
сейчас «светлые силы» - это хорошее, а «темные силы» - это нечто ну очень
нехорошее. Однако же древние были нас мудрее – старались не гневить богов и
вешали им ярлыки только по великой надобности! Во
времена Хаммурапи или немного раньше, природный катаклизм (скорее всего
наводнение или серия наводнений, сменившее русло Евфрата) сорвал древних шумер
и всех кто жил рядом с насиженных мест, и, после долгих странствий, вся эта
банда кочевников под именем «гиксосы» на 400 долгих лет оккупировала Древний
Египет. И ведь они даже своего фараона поставили, из пастухов. Вот только с могущественным
жречеством не справились, и боги остались в Египте прежние – древнеегипетские.
Я не раз видел исторические фильмы, в которых прогрессивный фараон борется с
регрессивным жречеством. Но при этом не упоминается, что фараоны были из
оккупантов, и они втайне поклонялись своим собственным месопотамским богам.
Напоминаю, в древние времена боги – это было ВСЁ(!), там у них даже намека не
было на атеизм! В те
времена у коренных египтян в особом почете был бог Амон, позже Амон-Ра, когда
поклонение Амону распространилось на Нижний Египет. В принципе, это был бог
простых людей, прообраз бога единого, хотя другим богам египтяне и гиксосы тоже
поклонялись: «Амон-Ра
даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый,
всеведущий бог, "царь всех богов", небесный заступник, защитник
угнетенных ("везир для бедных")» В этом
описании можно углядеть черты христианского Бога-отца небесного, а некоторые
так и считают, что корни христианства - в поклонении Амону, которое древние
евреи в тайне от неистового Моисея и его последователей умудрились перетащить
из Египта в Землю Обетованную. А потом ещё и переименовали, чтобы сохраннее
было. Христос-то был не первый христианин – ещё за двести лет до него Учитель
Праведности (см. «кумранские свитки») исповедовал в точности ту же религию. Но мы не
будем отвлекаться по пустякам… . В какой-то момент вполне респектабельный, но
со странной «богообразной» внешностью, молодой фараон с месопотамскими корнями
Аменхотеп-IV вводит
культ поклонения богу Атону и берет себе имя Эхн-Атон. Бог Атон изображался в
виде диска солнца с исходящими из него лучами – совсем как Шамаш. Он был
признан единым богом для всего Египта, и другим богам было запрещено поклоняться.
Так появилась первая религия единобожия, а Моисей и Иисус были потом – всё с
Атона пошло. «Верховным
жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Атон изображался в виде
солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак
жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном.
Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе» Наверное,
хочется спросить почему имя его Атон, а не Шамаш? Дело в том, что второе имя
Шамаша – Уту, который есть сын Шамаша и одновременно сам Шамаш. По-египетски -
Уту-ан, что в древности, когда у людей было другое строение нёба и гласные в
речи почти не различались, не отличить было от «Ато-н». Недолго
правил Эхнатон, но за это время успел построить город подальше от жречества –
Ахетатон. Можно догадаться, что основными почитателями нового культа были
кочевники, гиксосы - тот же народ израилев. После смерти Эхнатона жречество
взяло верх, и новая религия «единобожия» ушла в глубокое подполье. Полагаю, что
имя Атона было запрещено произносить под страхом смерти, и напуганный Моисей
тоже не решился его произнести до самой собственной смерти, ограничиваясь лишь
туманными намеками. Кроме
того, кочевники поклонялись ещё и Сету – богу пустынь, откуда они, собственно,
пришли. Добавим сюда Амона, и получится любопытная троица… Троебожие Итак, на
данный момент, мы имеем в активе трех могущественных богов: Сина-Сатану,
Шамаша-Иегову и Амона-?. Что же дальше
случилось с Амоном? Я полагаю, что стал он Богом - Отцом небесным, о котором
нам поведал Иисус Христос. Тут надо принять во внимание то обстоятельство, что
большинство письменных источников первого тысячелетия до нашей эры оказались
утерянными вследствие прогресса науки и техники. Раньше писали клинописью на
глиняных табличках, а потом изобрели чернила и бумагу. Увы. последние оказались
куда менее долговечными, поэтому о многом, происходящем в течение почти
тысячелетия, приходится только догадываться. Кроме того, еще древние египтяне имели
дурную привычку скрывать, какому богу они поклоняются – была такая традиция.
Видимо, гиксосы её переняли и тоже скрывали имена богов. Так, после кончины
Эхнатона на территории Египта забвению подвергся Атон-Ра, а позже уже на земле
ханаанской та же судьба надолго постигла Амона-Ра. Амон (Амон-Ра) - в древнеегипетской мифологии бог
солнца, вначале почитавшийся в Фивах, где его священным животным был баран, с
головой которого он нередко изображался; в фиванской триаде его женой является
богиня неба Мут, а сыном - бог Луны Хонсу, затем с Верхнего Египта культ
распространяется на север и по всему Египту и сливается с культом Ра, который
затем полностью вытесняется. Наверное,
часть беглецов продолжала исповедовать привычную египетскую религию бога Амона,
но теперь уже при новой власти, да при иных ветрах они, чтобы выжить, были
вынуждены уйти в глубокое подполье. Люди вообще с трудом меняют свои взгляды,
а, как следует из Библии, исходно последователями Атона беглецы не были – они
даже не знали имени бога, которому надо поклоняться. И, скорее всего, привыкли
считать Атона – Злом, как это было принято в официальном Египте. Поэтому
немудрено, что не все с чистым сердцем последовали за учением Моисея. Многие
продолжали поклоняться более привычным богам, в том числе и Амону-Ра, аналога
которому в месопотамском пантеоне я пока не нашел – возможно, это был чисто
египетский бог. Таким образом, и Атон и Амон – это солнечные боги и значат они
одно и тоже – Свет, но культы у них разные. Уту
("день", "сияющий", "светлый"), в шумерской
мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны (Иштар). В ежедневном
странствии по небу Уту-Шамаш вечером скрывался в подземном мире, ночью принося
мертвецам свет, питье и еду, а утром снова выходил из-за гор, причем выход ему
открывали два бога-стража. Уту почитали и как судью, хранителя справедливости и
истины. Чаще всего бога изображали с лучами за спиной и серповидным зубчатым
ножом в руке. Шамаш, в аккадской
мифологии всевидящий бог солнца и правосудия. Его сияние освещало все
злодеяния, что позволяло ему предвидеть будущее. Утром страж, человек-скорпион,
открывал ворота огромной горы Машу, и Шамаш поднимался до высшей точки неба;
вечером он направлял свою колесницу к другой высокой горе и скрывался в ее
воротах. Ночью бог проходил сквозь земные глубины к первым воротам. Супруга
Шамаша, Айя, родила справедливость, Китту, а также закон и праведность, Мишару.
В шумерской мифологии ему соответствует Уту. Син, в
аккадской мифологии бог луны, отец солнечного бога Шамаша, планеты Венера
(Инанны или Иштар) и бога огня Нуску. Он был зачат богом воздуха Энлилем, силой
овладевшим богиней земледелия Нинлиль, и родился в подземном мире. Супруга Сина
— Нингаль, "великая госпожа". Обычно бога изображали в виде старца с
синей бородой, которого величали "сияющая небесная лодка". Каждый
вечер, усевшись в чудесную лодку, имеющую форму полумесяца, бог плыл по небу. В
некоторых источниках утверждается, что месяц — это орудие бога, а луна — его
корона. Син — враг злоумышленников, так как его свет раскрывал их порочные
замыслы. Однажды злые духи утукку затеяли заговор против Сина. С помощью
Шамаша, богини любви и плодородия Иштар и бога грозы Адада они заслонили его
свет. Однако великий бог Мардук пошел войной на заговорщиков и вернул Сину его
сияние. Сина, чьим символом был серп луны, считали мудрецом и полагали, что,
прибывая и убывая, лунный бог отмерял время. Кроме того, приливы вод в топях
вокруг города Ур, где располагался его храм, обеспечивали обильную пищу скоту. Противопоставление
Света и Тьмы как противопоставление Добра и Зла имеет известную составляющую.
Если Зло – это Тьма и Луна, то противоположное Злу Добро – это Свет и Солнце,
которые, очевидно, олицетворяет бог Шамаш. Но почему-то Моисей постеснялся про
это сказать. Может быть, забыл… . Жизнь Моисея была долгой, первые 40 лет он
был при дворе фараона. Умудрился убить стражника и потом 40 лет скрывался на
Синайском полуострове, опасаясь наказания. Еще 40 лет Моисей водил народ свой
по пустыне. Можно предположить, что характер у него был сложный, бунтарский,
личностью он был неординарной, харизматической. На Синайском полуострове люди в
основном поклонялись Сину, но также и некому «Высшему Богу» - должно быть
«Всевышнему» (в районе Эдома, где обитали родственники Моисея из колена Левия -
левиты). Этому же богу служил священник Иофор, чьи стада 40 лет пас Моисей. Одну
из дочерей Иофора Моисей взял себе в жены. Я думаю, что когда склонный к
мистицизму Моисей услышал из горящего куста «голос Бога», то он слышал голос «Высшего
Бога», которому в то время поклонялся вместе с уважаемым своим тестем - Иофором.
Странно, что у этого бога не было собственного имени – у древних богов всегда
были имена и даже не одно – у этого же только прозвище «Высший». Новых богов
люди не придумывали, а лишь отдавали предпочтение каким-то одним богам,
разочаровавшись в других. Я не вижу иных вариантов, кроме того, что имя бога
было скрыто по политическим причинам – его на территории подвластной Египту
нельзя было произносить под страхом смерти. Таким богом в те времена был
солнечный Атон, он же Шамаш, он же - Господь. Добрые самаритяне По одной
из недавних версий, пастухи на Синайском полуострове потребляли (и потребляют
до сих пор) психотропные вещества – наркотики, содержащиеся в местных
растениях. Они способны вызвать галлюцинации не то что «Голоса Бога» из куста,
но и кое-что покруче. Много ли надо человеку глубоко верующему, у которого всё
в порядке с затылочными долями? Я думаю,
что дело было не столько в Голосе из пылающего куста, сколько в нравоучениях
тестя, священника Иофора. Иофор, как и Моисей происходили из колена Левия.
Левиты почему-то не вошли в Египет вместе с другими кочевниками-завоевателями,
а остались рядом в Эдоме. Кроме того, у них были пограничные конфликты с
египтянами, и в Египте содержалось какое-то количество военнопленных левитов,
которых фараон использовал на строительных работах. Я думаю, что именно Иофор
науськал Моисея, чтобы тот выручил пленников. Тот и пошел… Сейчас говорят, что
дескать евреи были в египетском плену. О, нет – только левиты, остальные были
на положении завоевателей, которых выпирают с некогда славно завоеванной
территории. За левитами потянулась большая толпа всех, кто хотел из Египта
слинять, пока не поздно. Наверное, левиты знали, о каком боге говорил Моисей,
но остальные не знали точно! Кстати, и Библия и история свидетельствуют, что
позже судьба беглого народа разделилась на две. Одни поселились в Иудее – это
колено Иуды и часть колена Вениамина. Остальные колена заселили Самарию. Самой
влиятельной частью общества там было колено Эвера, от которого пошло
самоназвание «евреи». Так вот, Самарию называли - языческой страной! Т.е.
иудаизм исповедовали только в Иудее, а самаритяне поклонялись другим богам.
Каким? Увы, история умалчивает… Затем
шла серия драматических событий с участием вавилонян и римлян, после которых
самаритяне практически исчезли, и Иудея распространила свою власть на весь
Ханаан – современный Израиль. Не стоит путать названия «еврей» и «иудей» – они
указывают на разные религии, следовательно, на разные народы. Магнитные аномалии Имеет
место опытный факт, что в присутствии аномального магнитного поля происходит
возбуждение в височных долях и человеку видится... - привидение. Он ощущает присутствие
кого-то, ему что-то видится, мерещится, но неясно что. Во времена природных
катаклизмов, связанных с подвижками материков, возможны магнитные аномалии и
многим что-то "кажется" - то ли бог, то ли черти. А если ещё и дадут
хлебнуть чего-то психотропного из местного зелья… В затылке… Вообще
говоря, для неверующего религия может быть интересна не только в контексте
истории, но и как удивительный феномен, связывающий людей воедино. Вот, к
примеру, знаменитое стадное чувство – кто из нас не поддавался ему на разного
рода митингах, парадах, концертах или на стадионах, заполненных ревущими
болельщиками? Да и просто на профсоюзных, комсомольских, а то и, не приведи
Господь, партийных собраниях, когда требовалось кого-то «пропесочить»? В это
время, поддаваясь стадному чувству, мы перестаем быть личностями, мы начинаем
верить в непогрешимую правильность и разумность чьей-то воли, воспринимая её за
свою собственную. Потом бывает стыдно, но только потом… . Исследователи
установили, что во время молитвы или медитации у человека перестает
функционировать затылочный отдел коры головного мозга, отвечающий за ориентацию
в пространстве. Человек как бы начинает чувствовать себя вне этого мира,
растворяться в пространстве, испытывать восторг освобождения от земных пут и
воспарения к лучезарным небесам. То же самое происходит и с толпой –
блокируются участки сознания, переподчиняя тело чьей-то внешней воле. Если ты
лично не ориентируешься - тебя сориентируют, направят, и твое мелкое частное
«я» сольется воедино с могущественным коллективным «мы». Исследования также
свидетельствуют, что коллективные моления, медитация, проповеди и им подобное
порой приводят к полному отключению коры головного мозга – толпа становится
единой, монолитной и слепо послушной чужой воле массой, в которой нет
личностей. Иногда толпа созидательна, но иногда – не приведи Господь… Кто
правит людьми в таком состоянии, если не боги? Боги в
сознании людей были всегда, начиная от первого пробуждения абстрактной мысли,
пробудившей в древнем гоминиде человека. Разумеется, это лишь в теории, но,
экстраполируя религиозные воззрения людей назад в прошлое, мы видим, что ранее
религия занимала куда более значимое место в жизни людей, вплоть до абсолютного
доминирования в сознании. Т.е. для древних бог был ВСЁ, трансформировалось лишь
представление о нем, особенно в связи с непрекращающейся борьбой людей за своё
существование. Я допускаю, что та самая затылочная часть была у наших предков
очень хорошо развита, и они куда реже воспринимали себя личностями, чем мы
сейчас. Нам
трудно представить себе мышление древних людей. Но в нас кое-что сохранилось от
них – собираясь вместе воедино, мы опускаемся вглубь веков и тысячелетий,
возвращаемся «к корням», к тому, с чего всё началось – собираемся в толпу и
орём… Свобода воли Человек
в древности не обладал свободой воли – всё, что он делал, делалось по воле
богов. Это нетрудно сообразить, если обратить внимание на тот факт, что жизнь
животных кем-то хорошо регламентирована – они всегда знают, что и как надо
делать. Но кто дал им эти правила, кто направляет их волю? Бог? Это лишь слово,
которое имеет смысл только с появлением собственно слов: "В начале было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово было Бог". Мы
сейчас можем сказать, что у животных (да и у людей) срабатывает механизм
наследственной памяти, что недостаток собственного опыта компенсируется опытом
предшествующих поколений. Но откуда животным это знать? На их счастье, животные
такими неуместными вопросами не задаются, поскольку лишены абстрактного
мышления – абстрактное мышление приходит с появлением речи, не раньше. Абстрактное
мышление родилось при каких-то экстремальных и очень специфических условиях,
когда для выживания вида пра-человеческого просто наследственной памяти и
собственного опыта было уже недостаточно. Требовался другой эффективный механизм
передачи важной информации, как правило, связанной с какими-то относительно
недавними катастрофами, информации, которая ещё не успела надежно запечатлеться
в наследственной памяти вида. Этим механизмом стала речь, которая изначально
была наполнена религиозными символами – т.е. имела чисто религиозный,
оккультный, но при этом совершенно утилитарный смысл: «делай, как тебе говорят, и тогда будешь спасен!». Я
подозреваю, что спусковым механизмом явилась серия катастрофических «всемирных»
потопов, которая имела место в бассейне Средиземного моря 6.0-5.5 миллионов лет
назад. Тогда из-за периодического перекрытия Гибралтара, раз за разом
Средиземное море то почти полностью высыхало, то его опустевшая чаша снова катастрофически
затоплялась, топя всё, что не успело убежать, спастись. Останки древнейших
пра-людей на севере Африки, у которых по форме черепа можно обнаружить
аномально крупный мозг, относятся к периоду примерно 4.8-4.5 миллионов лет
назад, то есть через миллион лет после Катастрофы. По меркам эволюции это является
сущим пустяком. Сотворение Мира Почему-то
про Сотворение Мира у шумеров ничего не сказано – библейская легенда про шесть
дней творения куда более поздняя. Боги не занимались творением мира, а явились
уже в готовенький. Зато похоже, рай на земле реально существовал – где-то в
районе Бахрейна, Кувейта - сейчас это место под водой. По мифам выходит, что на
райском острове Тилмун в Персидском заливе, жили две расы людей - одна
неразвитая черноголовая, другая - развитая светлоголовая, которая
воспринималась черноголовыми как сверхраса-боги. Светлоголовым мужчинам
нравились черноголовые женщины и от этого появились и, наверное, продолжают
периодически появляться "аннунаки" или "сыны Енаковы" -
дети богов. Они отличались высоким ростом, были светлоголовыми и голубоглазыми
как "белокурые бестии" Ницше. Кстати,
Христос тоже был на голову выше своих сородичей (измерено по туринской
плащанице), и наверняка он был голубоглазым блондином - иначе бы его за сына
Бога ни за что не признали! Готтентотская
мораль: «Если зулусы украли наших коров и женщин -
это зло. А если мы украли у зулусов
их коров и женщин - это добро» В полном
соответствии с готтентотской моралью, древние египтяне всё своё считали добром,
а всё чужое злом. Богом покровителем чужеземцев и всего чужеземного был
египетский бог Сет. Надо сказать, что древнеегипетский Сет автоматически стал
богом гиксосов, т.е. пришельцев-чужаков. И, соответственно, отождествился с
месопотамским богом Сином, который для пришельцев был добропорядочным богом
Тьмы и был куда сильнее бога Света Шамаша. Сами
египтяне во времена гиксосов предпочитали поклоняться Амону, который в
противовес Сину стали отождествлять с Солнцем, и он получил имя Амон-Ра. Син
назывался в Египте Сет-ан, позже Сатан. Похоже,
что революционер Эхнатон решил совместить несовместимое и объявил поклонение
единому богу Атону, который являлся богом Света, что с точки зрения гиксосов
было святотатством – они-то привыкли поклоняться богу Тьмы, который олицетворял
для них силы Добра. Таким образом, с категориями Добра и Зла в Египте
образовалась серьёзная неразбериха, которая после смерти Эхнатона вылилась в
беспорядки и религиозное размежевание общества. «Около 1783 до н. э. социальные противоречия (в Древнем Египте –
прим.) привели, очевидно, к взрыву народного недовольства. На короткое время
власть перешла в руки народа. Возникшим тяжелым внутренним положением в стране
воспользовалась смешанная этническая группа, получившая название
гиксосы. Гиксосам удалось оккупировать всю Дельту, а затем
распространить свою власть и в Верхнем Египте. Эпоха Среднего царства в Египте
закончилась, и начался период господства гиксосов, так называемый Второй
переходный период (1640-1552 до н. э.). Слово ‘гиксос’ («хека-шасу») — египетское, и означало сначала только
гиксосских фараонов (дословно ‘гиксос’ означает ‘иноземный правитель’ или ‘царь
пастухов’), а затем и всего гиксосского племени. Подлинное самоназвание
гиксосов неизвестно. Большинство ученых, основываясь на анализе гиксосских имён
(Якобхер, Салитис) и цитатах
Иосифа Флавия из сочинений
Манефона, относят гиксосов к семитским племенам.» Новых
богов человечество не изобретало. А сейчас, если совместить антагонистов Атона
и Амона, то они свелись к двум – «Бог Света» и «князь Тьмы». Кто из них победит
в следующей битве и кого следующего назовут Добром с гранатометом в руке? Наконец-то
одолел на исходе века, Добрый
человек злого человека. Из
гранатомета – шлеп его, козла! Видно, что
Добро-то посильнее Зла!
J Сверхсознание Интересно
было бы описать механизм образования изолированного сознания в группе. Это, по сути
сверхсознание, ни с кем из участников конкретно не связанное и существующее только
для группы. Много лет назад я описывал такое сверхсущество и назвал его
"полителом". От него и до бога недалеко. Т.е. существование бога как
такового я не отрицаю - что-то в этом есть, только что? Как так получается, что
мы порой передаем свою волю коллективу или богам, что бы под этим понятиям ни
значилось? Есть личное, есть общественное, а есть высшее – высшая цель и
назначение, ради которого стоит жить и умирать. Благословен тот, кто не
задумывается о бренности своего существования, об ограниченности интервала
времени, в котором мы существуем. Продолжение истории или жизнь вечную мы ищем
в Боге, нам трудно отказаться от идеи, что наша жизнь подчинена какому-то
высшему смыслу и наша роль на земле – это лишь одна из ролей, а за ней
последуют ещё и ещё. С другой стороны, если отталкиваться от идеи коллективного
разума, как некоторого высшего существа, состоящего из многих тел и одного
разума на всех, которое создано группой и только с ней живет и развивается, то
ему всё равно сколько тел в полителе – одним больше, одним меньше. «Жизнь за
идею» – похоже, что это не пустое, а как раз наоборот - органически связанный с человеком феномен.
Это – путь в вечность. Говорят, «на миру и смерть красна». Наверное, так оно и
есть. Если не ощущать себя личностью, а лишь частью чего-то общего, которое без
тебя обойдется, то велика ли потеря? Эпилог Не хочу никого
огорчать очередным разрушением мифов, но кажется, что под термином «Конец
Света» скрывается банальная потеря веры в Шамаша и возвращение к вере в Сина. За
Сина были кочевники, за Ра (Амон-Ра) – египтяне. Но потом египетские кочевники
вспомнили про Шамаша-Уту-Атона (Атон-Ра) и тоже стали за Свет. Наверное, в те
стародавние времена очень боялись смены веры, вот и стращали людей, что всё
плохое связано с Тьмой, а хорошее со Светом. И, что надо за мир Света цепляться
до последнего. До этого, ещё раньше, наверное, было всё наоборот, но кто про
это помнит? Вот вы,
к примеру, можете себе представить, что под воздействием каких-то обстоятельств,
вдруг стали бы поддерживать Силы Тьмы или даже ударились в сатанизм и
дьяволиаду? - Вряд ли! Даже если вы человек глубоко неверующий – поддержка сил
Света как бесспорных сил Добра слишком глубоко укоренилась в нас, хотя это не
более чем слова. А теперь
представьте, что кто-то, «во имя сил Света и Добра», во имя Бога и Высшей
Справедливости начинает вас, вашу семью, родственников, друзей, ваш народ
методически уничтожать, несмотря на все ваши категорические возражения. Так вы
и в этом случае продолжите поддерживать силы Света, вплоть до печального конца?
Или всё же попытаетесь спастись, объединившись с силами, противоположными
чересчур воинственным силам Света и Добра? Боюсь, у вас не останется выбора! В
контексте конца света в Апокалипсисе упоминается Армагеддон. Это не более чем
незначительная гора с плоской вершиной на севере Израиля. Считается, что через
то место проходили пути кочевников и там происходили многочисленные схватки
Добра со Злом, остались следы сражений и ужасных пожаров – т.е. люди просто
мочили друг друга и, в какой-то момент, солнцепоклонники получили Конец Света
по полной программе! Впрочем,
та стародавняя тяжба Света и Тьмы давно забыта, и под Концом Света мы теперь
понимаем нечто совсем иное, скорее как конец вообще всему! СПб, 14
мая 2008 Примечание:
Курсивом выделены цитаты.
|