После того, как Полина сказала мне “до свидания”, она никуда не ушла. Я плохо помню, каким образом мы оказались у меня на кровати. Кажется, это произошло очень быстро. Мне ничего не стоит вызвать из памяти разного рода крупные планы и оценить общую длительность нашего совместного пребывания – до начала сумерек, несколько часов. Связно рассказать не получится. Да и зачем пытаться? Казалось, нас окутывает какое-то прозрачное, но вязкое облако, в котором время почти что остановилось. В коридоре зашумела вода в туалете. Затем послышались тяжелые, трудные шаги Феликса. Полина в этот момент просто лежала рядом. Ее рука вцепилась в мою. Я видел, как напряглась ее грудь и сжался до размеров горошины сосок. Шаги прошли мимо, открылась и закрылась дверь. Полина вскоре расслабилась, но сказочная замедленность времени больше не вернулась. Немного погодя она села на кровати и сказала, что ей пора. Оделась она с какой-то птичьей быстротой. - Одевайся тоже, выпустишь меня.
Тапочки она надела только на лестнице. Протянула руку, не то для пожатия, не то для поцелуя. Я взял ее кисть в свою. Она вдруг отклонилась назад, заставляя меня тоже откинуться, уравновешивая ее тяжесть, как дети, намеревающиеся кружиться. Закинула голову, закрыла глаза, распустила губы в улыбке. Рывком вернулась в нормальное положение. Отняла руку. - Ну, до свидания. Побежала вниз, перепрыгивая через ступеньки, по выщербленной лестнице.
Я вернулся и снова лег в кровать. Лежал и прокручивал, как кино, то, что еще недавно происходило со мной на этом самом месте. Какие-то остатки замедляющего время облака наверное еще не совсем покинули комнату. Мне удалось вызвать слабое подобие недавнего блаженного состояния и я не заметил, как заснул. Сказать “сном праведника” будет слишком, но все же без спазмов и агоний минувшей ночи. Почему состояние было блаженным? Казалось, Полина все еще со мной. В ее пристутствии не было места страху. В комнате было совсем темно, за окном стояли сумерки. В дверь квартиры снова звонили. Спал я одетым. Надеясь, что это вернулась Полина, я выскочил в коридор.
- Кто там? – я старался говорить негромко, чтобы не разбудить Феликса. - Маша. Я отворил. - Что случилось? - Тс-с. Пойдемте к вам в комнату. Не забудьте закрыть дверь.
На этот раз электричество было отключено, через окно сочился сумеречный свет белой ночи. - Произошло еще одно убийство. Из того же оружия. Чувствуете? Он еще теплый. – Маша приоткрыла сумочку, взяла мою руку в свою и заставила прикоснуться к пистолету. – Чувствуете запах пороха? Я знаю, кто убийца! Не перебивайте. Я совсем не уверена, что раньше говорила вам правду. Во мне две жизни или даже больше. В затылке просто туман какой-то. Кого это изнасиловали – меня или ее, и мщу я за кого – за себя или за нее, или это она мстит за меня, или за всех изнасилованных, или она все придумала, а просто у нее губы в крови и ей хочется убивать, - я не знаю. Она снова взяла мою руку и прижала к пистолету. Пояснила, глядя в окно (наморщенный лоб, недоуменный профиль): - Она – это комиссарша. Я заглянула в себя – я умею скакать на лошади, - она довольно похоже заржала вполголоса.- Может статься, я просто любила ее, эту женщину. Могильная яма, черви... Страшно. Я и шашкой наверное рубить умею... Она рубанула сумерки ладонью. - Она живет во мне. Я бы не стала стрелять. Этим ничего не исправишь. Я была учительницей, учила крестьянских детей, я знаю... Они грубые, тупые, когда вырастают – дерутся стенка на стенку, деревня против деревни, и гармонист играет, это традиция. Домой придут выпивши – баб своих колотят. Или е-т. – Она с удовольствием выговорила матерное слово. - Как голод кончился, многие потянулись в город, а привычки старые ... Запутала я тебя, гость из будущего, а? Ну ты помалкивай, не рассказывай никому, а то станешь, как мы, а мне будет – жа-алко.
Ее лихорадочная речь прервалась, когда в коридоре послышались шаги Феликса. На этот раз они остановились перед моей дверью. Молчание. - Георгий! Полина не у тебя? - Нет! Она ушла, как ты заснул. Дверь потрескивала, будто Феликс осторожно наваливался на нее со стороны коридора. Маша сунула руку в сумочку. - Ты не один! - Не один, но это не Полина! Дерево треснуло сильнее. Я вскочил и подошел к двери. - Я сейчас открою, только ради бога, веди себя вежливо! На всякий случай я щелкнул выключателем. К моему удивлению, зажегся свет.
Феликс, который действительно всей своей тяжестью давил на дверь, едва не упал, когда я повернул ключ. Он ввалился в комнату, с неожиданной прытью, ухватясь за верх мешающего обозрению шкафа, откачнулся в сторону и заглянул за него, вероятно, рассчитывая увидеть Полину. Маша неподвижно сидела на кровати. Правую руку она по-прежнему держала в сумочке. Как и на вчерашней прогулке, на ней были белая блузка и длинная черная юбка. Когда, чуть позже, я подсел к ней, я заметил, что теперь блузку покрывают мелкие буроватые брызги. Один рукав был разорван. - Здравствуйте, Феликс. Георгий рассказывал мне, что вы поэт. Он даже читал мне наизусть ваши стихи. Мне кажется, сейчас самое время услышать некоторые из них. Не правда ли? – она указала свободной рукой на единственный стул. Маша улыбалась, но в глазах был ледяной холод... С губ Феликса готова была сорваться грубость, но он посмотрел на Машу, посмотрел на меня, отцепился от шкафа и, молча проковыляв к стулу, сел, оказавшись прямо под лампочкой. Тогда я тоже сел (рядом с Машей). - Что же вы медлите? Феликс бросил на меня очень трезвый и очень испуганный взгляд. Я кивнул.
Я – Ф-феникс, но й-йя п-помню с-смутно К-как б-был р-рожден й-йя в-ва п-первый р-раз С-смотрел из-з б-бури й-йяркий г-глаз И н-начиналось у-утро...
- Очень интересная манера чтения. Очень современная. Георгий читал иначе. Прочтете что-нибудь еще? Самое последнее? Феликс сглотнул. - Х-хорошо. Из-з п-поэмы.
Ж-жел-т-товатая п-пена п-пивная У ж-желтов-ватых д-дом-мов На к-кам-нях з-зап-плеванных т-тает. Ос-снова п-проступ-пает из сс-нов...
- Дальше не помню, - в глазах его был ужас. - С-спасибо, - холодно передразнила Маша. - А теперь, пожалуйста, спокойной ночи, нам надо с Георгием закончить разговор. Феликс встал и, переваливаясь, но быстро, выкатился из комнаты, осторожно прикрыв за собой дверь. - Если бы не вы, я могла бы его кокнуть, - задумчиво проговорила Маша, вынимая из сумочки пистолет. – Ставлю на предохранитель, – она передвинула рычажок. – А это еще что такое? – она уставилась на разорванный рукав, покрытый бурой сыпью.
- У вас есть таз? Можете принести мне воды? И мыла? - Вы думаете, отстирается? И в мокрой блузке вы как пойдете? - Извините, - Маша быстро расстегнула и сняла блузку. У нее были бледные костлявые плечи. Под отливающей лунным блеском комбинацией еле угадывались маленькие груди. Она подняла блузку поближе к свету и принялась ее рассматривать. - Ночью все равно ничего не видно. - Вы правы, придется идти так. С брезгливым видом она надела блузку обратно. - А где платок, с которым вы были вчера? - Платок? - Вчера вы его набросили на плечи. От моего вопроса Маша растерялась. - Не знаю... - Он был с вами? - Я ... я не помню. - Если вы его потеряли... У милиции могут найтись служебные собаки. - Собаки? Недавно решительное, лицо Маши теперь выражало ужас. - Им дают нюхать вещи, чтобы они шли по следу, - я больше всего боялся Маши и того, что она еще может натворить. У меня мелькнула в этот момент мысль, что если достаточно напугать ее, убийства прекратятся – а те, что уже совершились, возможно, все-таки останутся нераскрытыми. Но нарисованная мною схема показалась достаточно опасной и мне самому. Не так уж трудно было представить хриплое дыхание натягивающей до предела поводок овчарки на лестнице. Стук ее когтей по ступеням, резкий милицейский стук в дверь. - У меня есть пиджак, я дам вам. Где все случилось? - За рынком, около площади Нахимсона[1]. - Вряд ли уже начался розыск. Мы можем попробовать взять лодку на Фонтанке и доплыть до Мойки. Это сбивает со следа. - Хорошо, - Маша надела мой пиджак и взяла в руки сумочку.
Нам удалось найти лодочника и сговориться с ним за остатки моей получки. Голубовато-серая вода (почти неотличимая по цвету от неба) плескалась под килем. Лодочник попался молчаливый, его молчание сливалось с нашим. Лицо Маши было спокойно и задумчиво, на нем не осталось и следа недавней тревоги. Слегка откинувшись, она свесила одну руку за борт, в то время как другой крепко прижимала к себе сумочку. Мы оба находились на корме, но держались так далеко друг от друга, как только возможно. Каждый раз, как лодка проходила под мостом, наступала почти полная темнота, и столь же регулярно меня посещала пустая надежда, что, может быть, Маша воспользуется случаем и утопит свою утяжеленную пистолетом сумочку. Ничего подобного, однако, не произошло. Лодочник высадил нас на гранитные ступени спуска недалеко от дома, где жил Малахов. Я проводил Машу до подворотни. - Дальше не надо. Я сама. Я пожал плечами и вернулся к ограждению набережной. Лодка все еще не отошла от спуска. - Поехали обратно, паря. Дело житейское. Даром довезу, - с добродушным смешком прервал свое долгое молчание лодочник. Я принял его предложение с благодарностью.
Тетрадь 12 л. (1973)
1
Мне приходит в голову, что моя мама чем-то напоминает мне Машу. Чем же? Ничего похожего на жалкое и страшное сумасшествие, которое я попытался описать чуть выше. Дело и не во внешности, хотя некоторое сходство налицо. И не в угловатом, нервном рисунке движений, иногда вдруг сменявшемся ненадолго отрешенностью, задумчивостью. Возможно, тем, что ни за той и ни за другой я не вижу никакого выстраивающегося в линейную биографию прошлого? А моя собственная биография, эта петля амфисбены? Моя собственная, хоть и имеет необычную форму, но в ней нет никакой двусмысленности, говорю я себе. В том, что мне известно о прошлом Маши, бред перемешан с вымыслом. Революция, а тем более гражданская война – это ситуационный шок, как изнасилование, он разрушает память, после него трудно вспоминать, как все было, и не только жертве. Я не знаю в точности, что пришлось пережить Маше, но результатом стала болезнь. Что общего с этим имеет прошлое моей мамы? То, что я его плохо знаю? Она и родилась-то через много лет после революции. И вообще, где это видано, чтобы родители излагали восемнадцатилетнему сыну свои биографии? После восемнадцати я ведь с ними не разговаривал...
Я знаю свой возраст. Я знаю, сколько мне было, когда я осмелился подойти к самому себе в школьном дворе. Ключевые числа: 4 мая 1958... 15 декабря 1969... 15 декабря 1975... Плюс еще одна дата в феврале 1922, необходимая для точности расчета (я озаботился, чтобы уточнить дату своего прибытия еще в те – давние – годы). Сейчас на дворе только 73-й. Ждать до 75-го, прежде чем я осмелюсь под каким-нибудь предлогом наведаться к родителям? Еще одной встречи с самом собой сценарием не предусмотрено. А я когда-то очень внимательно смотрел вокруг, надеясь заметить в толпе странного старика...
Но соблазн велик. Бездействовать невмоготу, и я достаю из глубины письменного стола бинокль. Если нельзя встретиться, то хотя бы посмотреть издалека...На время это решение меня успокаивает. Разумеется, я не собираюсь тотчас приводить его в исполнение и кладу бинокль на подоконник. Не в стол. Если символ на виду, действие может подождать. (За окном - снежная пустыня. Сугробы с торчащими из них прутьями.)
Пойду-ка я к И.А. С ним можно интеллигентно выпить в домашней обстановке. Поначалу я поставил пределом для встреч с ним год своего выхода на пенсию. Потом... год встречи с самим собою. Теперь... но надо же в конце концов быть рациональным, пока тот я не поступил в университет, риск встречи не больше и не меньше, чем при любой прогулке по городу, просто надо избегать мест, где я часто появлялся, будучи подростком. Кроме того, на меня, видимо, повлияли разговоры с И.А.: “ у природы есть средства развести в стороны противоречивые причинные цепи ”. Я снимаю телефонную трубку.
С И.А. приятно делить одиночество. Я в Купчино, он около Петроградской – около часа на предвкушение встречи. Самое малоприятное – отрезок от моего дома до метро. Сегодня это черные проплешины льда, свежие снеговые наносы. Посвистывает поземка. Надо быть осторожным, чтобы не сломать какую-нибудь там шейку бедра. Но вот уже теплый поезд метро везет меня на другой конец города. В этот час народу немного, в вагоне я дремлю, меня убаюкивает тепло, привычный рев и качание подземки. Я вижу: Поросшие тощей осокой дюны. Это берег моря – волны, над которыми колышется серый туман. Туман расходится, будто разорвали завесу, и становится виден скалистый остров, похожий на черный трон, куда волны забрасывают свою бледную пену. Трон этот пуст, но это страшнее, чем если бы на нем сидел кто-то. Я просыпаюсь. Поезд подходит к “парку Победы” – сон мой продолжался не больше нескольких минут. Смысл увиденного мне непонятен, но указывает (мне кажется) на какую-то тайну, возможно, ту же самую, присутствие которой я так ясно чувствовал в детстве, однако если это так, то для семидесятилетнего автора этих заметок знаки поменялись на противоположные, и то, что манило его детское alter ego, старика отталкивает и ужасает. Мне не хочется думать о тайнах. Чтобы отвлечься, я достаю из сумки детектив из серии “Подвиг” – чтиво, которое хорошо помогает от неприятных размышлений. Не так-то просто найти книгу, которая не напоминала бы о реальности. Даже в произведениях густопсового “социалистического реализма”, к которым я прибегаю только от большой нужды, порою попадаются страницы, возвращающие к действительности, а я предпочитаю поменьше возвращаться к ней, за исключением тех часов, когда я работаю над своим манускриптом, – но это работа, в то время как поездка в метро и встреча с И.А. должны быть удовольствием и отдыхом.
К сожалению, не я один нуждаюсь в отвлекающем чтиве. Поиск занимательной литературы превратился в настоящую охоту. Здесь есть свои егеря, свои загонщики, свои заповедные места... Есть одинокие охотники, вроде меня. Все же Петроградская Сторона – не моя улица Олеко Дундича. И тут свистит метель, но по дороге можно заглянуть в театральную кассу или книжный магазин ... хотя в данном случае мне не попадается никакой заслуживающей внимания добычи под затрепанной обложкой.
И.А. cовсем не в таком благодушном настроении, как мне казалось, когда мы говорили по телефону. Он подпрыгивает, подергивается, потирает руки, как марионетка на ниточках – характерный признак нервозности, вне зависимости от знака – доволен он, или чем-то расстроен. - Слушай, Георгий, я не стану тебя спрашивать, что ты делал до семнадцатого года... мы оба понимаем, это было бы не сильно вежливо. Но – предупреждаю с порога – не уверен, что всецело удержусь в границах... - То есть, крайней невежливости не будет, будет обыкновенная? - Если хочешь... Ты Когана знал? - Какого? - Ну, старого Когана, чекиста, Марка Гиршевича. На это сложноозвученное имя в моей памяти что-то отозвалось. - А когда я мог с ним встречаться? Во всяком случае, не в последние несколько лет. Мы проходим в кабинет. На заваленном оттисками письменном столе горит большая уютная лампа. Садимся в кресла. - В 68 он уехал в Израиль. - В начале шестидесятых? Тоже не припомню. - Он отсидел как троцкист, хотя троцкистом он не был. Его даже реабилитировали в 56-м – ему удалось собрать разные доказательства. В то время к доказательствам прислушивались. Невероятное везенье – сохранились документы. В двадцатые был довольно известной личностью. В протоколах съездов мелькает. Но вначале-то он в органах работал. - Что это тебя на такую старину потянуло? - А очень просто - Коган в Израиле мемуары издал. И тебя там поминает. - Интересно. И с какой же стати? - Говорит, что ты был загадочной личностью. Что у тебя была кличка – или прозвище. Гость из будущего. - Интересно, среди кого. Я понял, конечно, что речь идет о том именно Когане, которого я знал, и, еще ничего не обдумав, занял оборонительную позицию. - Когана мне действительно приходилось встречать несколько раз. Но едва ли я смогу сказать о нем что-нибудь хорошее. В том числе и насчет того, сколько стоит его слово. Хотя чего ради он стал бы выдумывать про кличку? Но я сам ни разу не слышал. Вполне возможно (думал я), что И. А. в мемуарах Когана заинтересовало что-то другое, не просто кличка, пусть даже намекающая на то, что со мной приключилась, и о чем И.А. не может пока даже догадываться. Если Коган упоминает меня, то не ради прозвища. Утверждает ли он, что я работал на Органы, был, что называется, сексотом? Клички ведь давались агентам. Если я кем и был, то “секретным объектом”, а не агентом. Об этом Коган знал едва ли. Но мне надо быть готовым к неприятным вопросам со стороны И.А. Ему нет смысла докапываться до истины, а значит всякое подозрение может оказаться смертельным для нашей дружбы. Хотя я и старше, но я ведь не сидел. Не мне обижаться на его подозрительность... Хотя, конечно, крыша у него едет.
Когда у него появится юный ассистент, мне надо будет отойти в сторону. Но мне бы очень хотелось иметь возможность вернуться сразу после неудачного эксперимента.
- По твоим рассказам выходило, что ты был совершенно незаметной личностью. - У меня не было амбиций. - А все же ты угодил в мемуары Когана. - Я не сразу сообразил, что лучше быть незаметным. Скажи пожалуйста, под каким годом я у него фигурирую? Я чувствую, что у меня появился шанс перехватить инициативу. - Года он не называет... Ну, наверное, двадцатые... - И сколько мне тогда лет, по твоему, было? В двадцать втором мне исполнилось восемнадцать. Но у меня никогда не было желания пробиваться вперед. Не было ощущения, что передо мной открылся новый мир. А тогда оно было очень у многих... Знаешь, на Волковом кладбище есть надгробный камень. Похоронен некто Кугель – под надписью “Homo Novis”. Коган очень любил писателей. - И что из этого следует? - Я его видел всего несколько раз. Правда, у нас было много общих знакомых. Во мне внезапно вспыхивает возмущение. Я приехал в гости к И.А. не ради занудного разговора. Пора о душе думать, и нате – его на разборки потянуло... Не помню, как, но к этому моменту мы уже оказались на ногах. - Знаешь, Иван, по-моему, тебя заносит. У меня нет желания продолжать разговор в таком тоне. Следовательский, знаешь ли, тон. Ты еще лампу мне в глаза направь. Слова были сказаны, запал подожжен. - Ты это ... мне? В звуке голоса у И.А. появилось нечто шипящее. Секунды перед взрывом. - Что с того, что ты сидел? Сажали кого угодно. Следователей тоже. Меня не посадили – хотя могли. А про тон – вполне объективное замечание. Учишься, знаешь ли. Только вот надо ли было у них учиться. Если взрыв и происходит, то его сила уходит внутрь. И. А. выпрямляется, лицо его бледнеет, зрачки становятся маленькими, как булавочные головки. Твердые кулачки сжаты. - Знаете что, Георгий Валентинович. Не обессудьте, я думаю, мне лучше вас таки попросить ...
2
Визит к И.А. кончился плохо, но дал мне толчок вернуться к воспоминаниям, которые я на некоторое время забросил. Не то чтобы я сильно расстроился, но хотелось отгородиться, уйти от забот и тревог сегодняшних к заботам и тревогам прошлого. Зачем мне нынешний день, когда я ничего не жду от будущего. Может быть, пройденный мною путь надо сравнивать не с петлей, а с неводом. Весь мой улов – там. Я даже и не знаю еще его толком. А узнаю - по мере того, как пишу. У меня не было времени разглядывать, что я поймал, ведь мне надо было вернуться на берег. Желтоватые стены домов, белые улицы, метель, снег, тающий на лице – возмущение ушло быстро. Но не горечь… От И.А. я не сразу поехал домой, а отправился в одно из полуподвальных кафе на Большом проспекте, из тех, где варят приличный кофе, но можно взять и вина, коньяка или шампанского. Ну что ж, ну что ж, когда-нибудь, наверное, можно будет сказать, что эти годы были не худшими для моей страны (начиная с Хрущева и до ... – так?). Двадцатые годы тоже были неплохими для “маленького человека”, каким я - с полным основанием - себя считаю. Маленькие кафе располагают к воспоминаниям. Да и что мне осталось, кроме них? Петля должна замкнуться, дальнейшее мое вмешательство сценарием не предусматривается, отныне в них – главный смысл моего существования.
Итак, дознаватели, - с представителями этого сословия встречаться мне приходилось. Первая встреча произошла на конспиративной квартире вскоре после второго убийства, совершенного Машей. (Такие квартиры, конечно, существуют и сейчас – чтобы сотрудники “органов” могли разнообразить методы работы.) Прямо на улице ко мне подошли двое. В манере держаться их что-то напомнило мне шпану из моего детства. Что именно – нагловатые улыбки, взгляды? Один из них слегка сжал мой локоть, а другой сказал тихо: “ ГПУ. Пройдете с нами. Без глупостей!” В обоих на вид не было ничего революционного. Это были молодые люди, одетые даже и не без щегольства. Модные спортивные галифе в елочку, заправленные в мягкие сапоги, спортивного покроя пиджаки – в их облике не чувствовалось ничего военного или коммисарского. Я испугался, но не удивился. После истории с Машей я ожидал чего-то подобного. В постыдную панику, все же, не впал (как случалось при встречах со шпаной в детстве). Не задавая вопросов, я пошел вместе с молодыми людьми. День был прохладный, но солнечный. Между уличных камней рос подорожник. Ослепительно желтели цветочки мать-и-мачехи. Я ждал, что поблизости дожидается автомобиль или, скажем, пролетка. Но мы шли, и ни того ни другого не было, так что я начал удивляться, не собираемся ли мы шагать пешком через половину города. (Я подумал почему-то о Большом Доме на Литейном, хотя он в то время еще не был построен.) Мысль о бегстве возникла и исчезла – ноги еле слушались, я едва мог заставить себя держаться вровень с моими конвоирами. Вскоре мы свернули в подворотню и затем в подъезд, а там поднялись на третий этаж. Один из моих сопровождающих постучал условным стуком. На нас посмотрели в глазок и впустили в квартиру. Передняя была ярко освещена. Тот, кто впустил нас... По поводу анахронизмов: до того, как улететь в прошлое, я, подобно большинству представителей моего поколения, успел прочесть знаменитый роман Булгакова. Теперь, вспоминая, я задаю себе вопрос – могло ли знакомство с ним (в особенности, образ кота Бегемота) повлиять на то, что произошло со мной на гэпэушной квартире. Глаза у Макса были карие, с золотистым оттенком, как вода в озере или речке вблизи торфяников в солнечный день, но в глубине их, казалось, закручиваются водовороты. Я не успел отвести взгляд. - Вам бы следовало у нас документы спросить, Георгий Валентинович. А вдруг мы бандиты... не говоря уж о шпионах? – донесся, словно издалека, голос одного из молодых людей. – Проходите. Мой взгляд тем временем совершенно заблудился в золотисто-карих глазах Макса. Золотые нитки на бархатном фоне закручивались странным и сложным лабиринтом. Что-то напоминало о моем путешествии сквозь время, вытягивало на свет то, что обычно сокрыто в глубине памяти. Я видел загорелую лысину Макса, и в то же время его глаза вели меня в глубину квартиры. В том, что происходило дальше, самым главным были слова – вопросы, которые были мне заданы, и то, что я говорил в ответ. Но слов – никаких – я не помню. Я помню их звук – добрый, бархатный баритон густобрового Макса, а также резкий, требовательный, но в основе тоже добрый тон другого участника допроса. И я ничего не могу поделать со своей памятью. Обстановка (та, которая мне запомнилась) менялась, словно в калейдоскопе. На самом деле это, наверное, было не так. Со мной работали трое: гипнотизер Макс Блох, дивизионный комиссар, по нынешнему генерал, разведки (ИНО ГПУ), Леонид Семенович, и ассистировавшая им секретарша генерала. Благодаря гипнозу, поначалу мужчины казались мне врачами, а дама (несмотря на свое заграничное платье) -- медсестрой. Лысый гипнотизер высек из меня, как Моисей из скалы, целый каскад – слов и цифр для тех, кто меня слушал, образов – для меня самого. Слов я почти не помню, а образы (сцены) – остались. Мне – лет десять. Я играю с нашей собакой Бациллой на даче. Между нами – прокушенный, наполовину спущенный резиновый мяч. Бацилла притворно рычит, я поддаю мяч ногой, она бежит, приносит его мне, держит в зубах, виляя наполовину раскрученным хвостом. Я сажусь на корточки, обнимаю Бациллу за шею, она выпускает мяч, пытается лизнуть меня в щеку, я уклоняюсь, зарываюсь лицом в ее густую, рыжую с черными подпалинами гриву. (Какой породы она была? Помесь лайки с колли?) Где была дача? В Рощино, на Карельском перешейке. Быстрый обмен вопросами. Выясняется, что финское название поселка – Райвола. Километров сорок к северу от нынешней границы. Летит белая “Ракета”, косо приподнявшись над водой. Я в этой “Ракете”. С родителями. Обшарпанный причал. Петергофские фонтаны и дворцы. Мощные, как грозовые облака, кроны парка. После войны все пришлось восстанавливать, говорит отец. ... Или вот – узкий двор, задняя сторона дома, в котором я жила наша семья. Я играю в пинг-понг со старшими мальчиками. Пока не выиграешь, не отпустим, говорят они мне. Я снова проигрываю. Жди следующего, говорят мне. Жди! От них не отвязаться. Постепенно темнеет... Я с ангиной дома. За окном – ураганный ветер, дождь. Октябрь 67-го. Наводнение. В промежутке между сообщениями о подъеме воды в Неве – передача о станции «Венера-4», впервые достигшей планеты Венера. ... Я снова рядом с Бациллой. Она лает. Мимо по переулку шагает шпана. Целый отряд. Как ни странно, почти по-армейски, колонной. Впереди – самые маленькие, в обтрепанной школьной форме. Второй ряд – подростки с наглыми глазами. Позади – самые старшие, с цепочками на запястьях, гирьками, ножами. Идут целеустремленно, им не до нас, но мне все равно страшно. Один из подростков оглядывается, сплевывает и ловко выстреливает в меня вишневой косточкой. ... Возраст мой уменьшается. Наши две комнаты в коммуналке. Я играю с мамой – мы лепим фигурки из пластилина. По радио говорят о полете Гагарина. – Хрущев хрущ, а Козлов козел, - говорю я и смеюсь. – Ты что! Никогда не повторяй этого! – испуганно машет руками мама. - Кто это – Хрущев? –интересуется генерал. – Никогда не слышал, надо бы выяснить. Мне кажется, что со мною говорят врачи – на самом деле это Макс, его начальник и секретарша. Секретарша что-то пишет. Впрочем, минуту спустя – смена роли меня нисколько не смущает – это уже не врачи, это инспекция из РОНО. ... Первомайская демонстрация. Вокруг красным-красно. Я еду на плечах у папы. Мы спускаемся с моста. Я оглядываюсь. Рядом плывет огромный грузовик, украшенный цветами. На стене здания во весь рост силуэт Ленина, на другой стене портреты. Я узнаю только портрет Хрущева. Начинается снег. Теперь те, кто меня допрашивает, сделались интуристами. Они допытываются, кто изображен на портретах. Интуристов я боюсь и не хочу отвечать на их нахальные вопросы. Все эти видения казалось мне (и кажутся) куда более реальными, чем запомнившиеся бытовые детали сеанса. В конце сеанса гипноза Макс Блох превратился в доброго сказочника. Мы сидели в светлой комнате с высоким потолком, и он что-то говорил мне добрым монотонным голосом. Я был ребенком лет десяти (о, как приятно было чувствовать себя ребенком!). Кроме нас со сказочником в комнате находились девочка моего возраста в светлом платье (секретарша) и мальчик постарше, в штанах до колен, белой рубашке и пионерском галстуке (генерал). Потом густобровый задавал мне вопросы по рассказанному (повторение пройденного), а я старательно отвечал. Даже сейчас ни его вопросов, ни своих ответов я не помню.
====================================================================================
Назад
<<<
01 02
03 04
05 06
07 08
09 10
11 12
13 14
15
>>>
Далее |